Борис Феоктистович Сафонов - лучший советский лётчик-истребитель 1941-1942 годов. За одиннадцать месяцев войны совершил 224 боевых вылета, провёл 34 воздушных боя. Боевой счёт морской авиации СФ командир эскадрильи открыл на третий день войны, 24 июня, сбив на И-16 фашистский бомбардировщик.
За сбитые самолёты и отличное руководство полком Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1941г. ему первому из авиаторов Северного флота было присвоено звание Героя Советского Союза. 14 июня 1942г. он стал первым воином Великой Отечественной войны, удостоенным этого звания дважды. В том же месяце полк, которым командовал Сафонов, стал называться 2-й гвардейский Краснознамённый истребительный полк им.Б.Ф.Сафонова.
У Сафонова учились воевать, родился даже лозунг: «Бить врага по-сафоновски». Воевать, как Сафонов, стало эталоном мужества, мастерства, презрения к смерти.
Имя заполярного аса знали советские пилоты по всему фронту. Б.Ф. Сафонов выявил слабое место в техническом устройстве «мессершмиттов» и разработал свою тактику боя с этими мощными истребителями, переставшими быть грозой даже для лёгких «И-16» начала войны.
Главная же его заслуга состояла в том, что он успел подготовить и воспитать славную плеяду преемников-североморцев, среди которых 13 Героев Советского Союза.
Русский богатырь - эти слова приходили на ум чуть ли не каждому, кто встречался с Борисом Сафоновым в те грозовые для Родины дни. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом. Отличный волевой лётчик. Нетороплив и обстоятелен. «Побольше бы нам таких соколов», - говорил про него А.Г. Головко
Редкий самородный талант Бориса Феоктистовича раскрылся во всём великолепии лётного мастерства и тактического искусства с первых же дней войны. Несколько недель неимоверно напряжённых боёв убедительно показали, что в основе успеха сафоновцев - именно подлинный талант комэска, а не случайное везение и безрассудный риск.
Бой 15 сентября 1941г.: семёрка сафоновцев против 52 немецких самолётов. В этом бою было сбито 10 фашистских самолётов. Североморцы вернулись без потерь. Лично сам Сафонов уничтожил два «юнкерса» и один «мессер».
Фашисты боялись Сафонова. Завидев его машину, они открытым текстом испуганно передавали по радио: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Сафон! В воздухе Сафон!». Первая встреча с ним для фашистов, как правило, оказывалась последней.
Погиб Борис Феоктистович 30 мая 1942 года. В этот день Б.Сафонов с двумя лётчиками вылетел на охрану конвоя PQ-16. 45 «юнкерсов» налетели на корабли. Последняя радиограмма Сафонова прозвучала так: «Подбил третьего...мотор...ракета» Последнее слово было условным сообщением о неизбежности вынужденной посадки. Корабельные сигнальщики видели, как самолёт Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении миноносца «Куйбышев», но не дотянул примерно 20 кабельтовых, упал в море и скрылся в волнах. Но бой был выигран. Трое против 45! Фашистские самолёты ушли восвояси, не потопив ни одного транспорта. Несколько часов искали Сафонова, но найти и спасти не удалось.
В январе 2002 г. Международной общественной организацией бывших военнослужащих "Марс - Меркурий" учреждены медаль и премия имени Б.Ф. Сафонова По согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ медалью и премией ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ.
Информация предоставлена сотрудниками МБУК «Североморский музейно-выставочный комплекс»