На территории объединения армии ВВС и ПВО СФ состоялось торжественное открытие памятника палубной авиации – самолета Як-38.
В церемонии открытия приняли участие командующий Северным флотом Герой России адмирал Александр Моисеев, командующий армией ВВС и ПВО Северного флота генерал-лейтенант Александр Отрощенко, ветеран авиации Северного флота полковник запаса Сергей Чечеров, офицеры управления и штаба объединения, а также военнослужащие авиационных воинских частей.
«Для тех, кто связал свою жизнь и службу с морской авиацией этот самолет – Як-38 – стал символом зарождения и становления одной из самых легендарных ее составляющих – палубной авиации. Благодаря мужеству и самоотверженности летчиков-испытателей, а затем и строевых летчиков Северного флота, первый советский вертикально взлетающий палубный штурмовик Як-38 внес весомый вклад в повышение боеспособности ВМФ СССР и развитие отечественной авиации, а также в освоение новых для того времени кораблей – тяжелых авианесущих крейсеров проекта «1143»,– сказал командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев на церемонии открытия памятника.
Командующий флотом также отметил, что «сформированная на базе морской авиации Северного флота, армия ВВС и ПВО занимает важное место в защите воздушных и морских рубежей Отечества, является мощным средством вооруженной борьбы в воздухе и на море, личный состав воинских частей армии достойно выполняет свой воинский долг и решает поставленные задачи на аэродромах постоянного базирования и на арктических архипелагах».
В дань уважения всем тем, кто до конца исполнил свой воинский долг и отдал свою жизни службе, была объявлена минута молчания. В завершении мероприятия командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев вручил ряду военнослужащих армии ВВС и ПВО государственные и ведомственные награды.
Справочно: С историей первого советского вертикально взлетающего палубного самолета Як-38 связано много героических страниц, а наряду с ними и трагических. В истории этого самолета тесно переплелось многое: и трудная доля первопроходца, и дерзкие полеты над просторами океанов, считавшихся до того времени вотчиной палубной авиации США, и перспективы развития, и несбывшиеся надежды.
18 ноября 1972 года, когда летчик испытатель (Михаил Дексбах) совершил первую посадку на палубу противолодочного крейсера «Москва», вошёл в историю как День образования палубной авиации.
За более чем полувековую историю наша палубная авиация продолжала свое развитие, и так же оставалась неразрывно связана с Северным флотом.
Именно с этой моделью самолета тесно связана история и судьба первого командира 279 истребительного корабельного авиаполка – полковника Феоктиста Матковского. Он первым их строевых летчиков Северного флота освоил Як-38 и первым 6 апреля 1976 года совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
Пресс-служба Северного флота.