Меню Закрыть меню
Главная Новости201722
22.06.17

Удивительно, но Ил-2 взлетел

Невероятно, но Ил-2 взлетел

Те, кто присутствовал при подъеме 21 июня 2012 года со дна озера Кривое, что недалеко от поселка Малое Сафоново штурмовика Ил-2, видя, в каком состоянии находится этот самолет, скептически восприняли слова руководителя фонда «Крылатая память Победы» Бориса Осетинского о том, что самолет будет восстановлен энтузиастами на Новосибирском авиазаводе, как и 7 других самолетов времен Великой Отечественной войны. И уж тем более сложно было поверить его словам о том, что восстановленный Ил-2 пролетит над Мурманском в 2014 году в дни празднования 70-летия освобождения Советского Заполярья. Но, он все же, пусть и позже обозначенного времени, взлетел, что вызывает особое уважение к энтузиастам авиареставраторам.

Александр Абрамов в интервью представителям СМИ отметил ту важную роль, которую играют подобные мероприятия в деле героико-патриотического воспитания молодежи. К сожалению, сказал Александр Павлович, ветераны уходят из жизни, а этот самолет будет напоминать их потомкам о мужестве и героизме защитников Родины.

К 2012 году реставраторами было восстановлено 7 самолетов времен Великой Отечественной войны. Сегодня их 14, и один из них – «летающий танк», штурмовик Ил-2. 

Дочь прикоснулась к самолету отца

21 июня 2012 года, накануне очередной годовщины Дня памяти и скорби десятки жителейСевероморска и других городов Мурманской области собрались на берегу озера Кривое, что в нескольких километрах от поселка Малое Сафоново. Повод, которому уделили внимание Глава ЗАТО г. Североморск Александр Абрамов, представители центральных и региональных средств массовой информации был более чем весомый. Членами поисковой группы «Икар», которой руководит Валерий Чернышов, состоящей из жителей Заозерска, Мурманска и Печенги на дне озера Кривое, что невдалеке от поселка Малое Сафоново, был найден и поднят  самолет Ил-2, пролежавший 69 лет под водой на глубине 17 метров.

Поздняя осень 1943 года. После победы советских войск под Сталинградом и Курском наступил коренной перелом в войне. Советские войска гнали фашистов с нашей земли. А на Севере, на Кольском полуострове шли позиционные бои. До наступления, положившего начало освобождению Советского Заполярья, оставался еще почти год.

25 ноября 1943 года к Кольскому полуострову подходил один из караванов судов, состоящий из 16 американских и британских транспортов, шедших в сопровождении 6 боевых кораблей охранения.  Караван доставлял боевую технику, боеприпасы и продукты по ленд-лизу в СССР. 

В целях обеспечения безопасности перехода союзнического конвоя командованием Северного флота была поставлена задача – непосредственно перед прибытием конвоя нанести бомбо-штурмовые удары по вражеским аэродромам Луостари и Хебугтен, чтобы не дать фашистским асам возможности перехватить союзников в районе Варангер-фьорда.

Одной из авиационных частей, на которых возлагалось выполнение этой задачи, являлся 46 штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, дислоцируемый на аэродроме Ваенга-2 (Сафоново), на вооружении которого находились штурмовики Ил-2.

25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46 полка получили задачу нанести бомбо-штурмовой удар по Луостари. Противник встретил наши самолеты ожесточенным зенитным огнем и атаками истребительной авиации. Навстречу нашим самолетам в воздух успело подняться не менее 25 Ме-109.

В результате бомбо-штурмового удара «Илов» на земле было уничтожено не менее 10 вражеских самолетов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. В ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 «мессеров» и истребителями сопровождения – еще 8. Но, к сожалению, и наши потери оказались весьма ощутимыми... Всего в этом налете было потеряно 6 из 16 штурмовиков, а также 5 истребителей сопровождения.

Для летчика Валентина Скопинцева это был лишь 3-й вылет, для воздушного стрелка Владимира Гуменного – 2-й.  Несмотря на малый опыт, пилот уничтожил на земле 2 самолета и подавил зенитную точку. Стрелок-радист сбил в воздушном бою Ме-109. Однако и их самолет был подбит...

На изрешеченной машине и с раненым стрелком в задней кабине летчик смог дотянуть почти до родного аэродрома. На машине с окончательно заглохнувшим движком Скопинцев совершил посадку «на брюхо» на недавно вставший лед озера. Он успел сам вытащить раненого боевого друга из кабины и три километра на себе нес его в расположение полка. А самолет, через некоторое время проломив лед, ушел под воду.

За годы Великой Отечественной войны Валентин Скопинцев совершил несколько десятков боевых вылетов, за мужество и героизм был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова. Всего в годы Великой Отечественной войны этим орденом было награжден 551 человек.

В рассказах своим детям о боях в небе Заполярья Валентин Скопинцев вспоминал и этот боевой эпизод, который навсегда остался в памяти его дочери Евгении Валентиновны. Ее воспоминания и данные, собранные в архиве помогли участникам поисковой группы «Икар» точнее определить место нахождения самолета «Ил-2». Правда, на это ушло немало времени. Вначале поиски велись на озере Черногубское, но затем, переместились на озеро Кривое. Здесь поисковики группы «Икар» и обнаружили Ил-2 на глубине 17 метров. Больше десяти дней понадобилось им, чтобы поднять самолет и на понтонах отбуксировать его к берегу. 

Дочь Валентина Скопинцева – Евгения Валентиновна специально приехала понаблюдать за операцией по подъему самолета, на котором летал ее отец. Она от души благодарила всех, кто принял участие в поисковой операции и подъеме штурмовика. 

Ил-2, как заверил руководитель фонда «Крылатая память Победы» Борис Осетинский будет восстановлен на Новосибирском авиазаводе, а затем, будет передан Музею техники Вадима Задорожного. И это будет не просто восстановленный макет самолета, установленный на постаменте, как памятник, сказал Борис Осетинский, он будет летать, как и 7 других самолетов времен Великой Отечественной войны, восстановленные энтузиастами и имеющихся в этом музее.

Символично, что самолет подняли накануне Дня памяти и скорби. 

Ю.Банько